Проект положения о дополнительной общеразвивающей программе






Коллеги, прошу внимательно прочитать ПРОЕКТ документа и внести свои правки. В конце текста есть окошко для комментария. У кого нет почты на Google подпишется как аноним, поэтому прошу комментарий начинать со своей фамилии, чтобы я понимала, кто прочитал документ, вносит правки. Если у вас правок нет,   также оставьте комментарий. 
Вакуленко Л.М.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДЮТ «На Ленской»
И.А. Семина
___________ 201__ г.
Положение
о проектировании дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ в ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017за № 617-р Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок проектирования, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных: дополнительных общеразвивающих программ (далее  дополнительных общеразвивающих программ).
1.2. Дополнительная общеразвивающая программа проектируется (разрабатывается) педагогом дополнительного образования как комплекс основных характеристик образования, отражающих концептуальные, содержательные и организационные подходы к образовательной деятельности и ее результативности.
1.3.Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:
  •  Титульный лист
  •  Пояснительная записка
  • Учебный план
  • Календарный учебный график
  • Рабочая программа
  • Оценочные и методические материалы.
1.4.Дополнительная общеразвивающая может иметь одну из шести направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
1.5.Дополнительная общеразвивающая по своему целеполаганию,  сроку реализации, объему, результативности может иметь один из трех уровней, описанных в Приложении к Распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017за № 617-р
  • Общекультурный (1-2 года обучения; до 144 час.; предъявление результата на уровне учреждения)
  • Базовый (2-3 года обучения, до 288 час., предъявление результата на уровне района, города)
  • Углубленный (свыше 3-х лет обучения; до 432 час., предъявление результата на уровне  города, региона, России)
1.6.Дополнительная общеразвивающая состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

К инвариантной части относятся такие структурные элементы, как
  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Учебный план
  • Рабочая программа (без Календарно-тематического планирования)
  • Оценочные и методические материалы
К вариативной части относятся:
  • Календарный учебный график
  • Календарно-тематическое планирование

2. Функции дополнительной общеразвивающей программы

Дополнительная общеразвивающая выполняет следующие функции:
  •  нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет цели и задачи, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  •  оценочную, то есть устанавливает уровень дополнительной общеразвивающей программы, систему контроля, включающую формы выявления, фиксации и предъявления результата учащимися.
3. Оформление дополнительной общеразвивающей программы

Структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы скрепляются как отдельные части и вставляются в скоросшиватель, образуя папку документов.
Текст набирается в редакторе Microsoft Office Word шрифтом Times New Roman, размер 12, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля стандартные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Заголовки оформляются прописными буквами. Для этого используется команда «Шрифт» и «Все прописные».
При использовании аббревиатур необходимо дать к ним пояснения.
По всему тексту возможно использование двух терминов: обучающиеся и учащиеся.
Уточнения по оформлению отдельных структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы приведены в Приложениях.

4. Процедура утверждения  дополнительной общеобразовательной программы

  1. Дополнительные общеразвивающие      программы разрабатываются педагогами дополнительного образования  и сдаются на проверку методисту отдела или заведующему отдела.
  2. Пакет дополнительных общеразвивающих программ учебного отдела предоставляется методическому совету на экспертизу.
  3. Методический совет учреждения проводит экспертизу и ежегодно составляет перечень дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в текущем учебном году и рекомендует для рассмотрения пакет дополнительных общеразвивающих программ Педагогическому совету.
  4. Дополнительные общеразвивающие программы рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, о чем делается запись в протоколе.
  5. Дополнительная общеразвивающая программа утверждается директором образовательной организации после того, как педагогический совет рассмотрел их и принял. Подпись закрепляется печатью.
  6. Два структурных элемента дополнительной общеразвивающей программы: Календарный учебный график (См. приложение 2) и Календарное тематическое планирование – утверждается директором образовательной организации ежегодно.
5. Внесение изменений в дополнительную общеразвивающую программу

Изменения в дополнительную общеразвивающую программу вносятся в случае, если:
  • изменились условия реализации дополнительной общеразвивающией программы (кадровые, материальные, организационные и пр.). В этом случае необходимо пройти процедуру утверждения   дополнительной общеразвивающей программы заново.
  • появились отдельные (частные) пояснения в различных структурных элементах. Внесения вносятся только по окончании реализации программы, о чем извещаются методисты и заведующие отделами, а также администрация учреждения. В этом случае дополнительная общеразвивающая программа заново не утверждается.
6. Хранение дополнительной общеразвивающей программы

Дополнительная общеразвивающая программа хранится в печатном и электронном виде в 3-х экземплярах:
  •  1 экземпляр у педагога
  •  1 экземпляр у заведующего отделом.
  • 1 экземпляр у заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Сроки хранения не регламентируются и зависят от наличия условий (педагогических, организационных, материальных), необходимых для реализации дополнительной общеразвивающей программы. В случае отсутствия условий хранения электронный вариант программы направляется в архив, а текстовый – уничтожается.
Приложения

Все структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы оформляются согласно Приложений к Распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017за № 617-р.

Приложение 1
Рабочая программа

Рабочая программа, как часть дополнительной общеразвивающей программы,  является документом, состоящим из инвариантной и вариативной частей. В инвариантой (не требующей ежегодного утверждения директором) части отражаются по каждому учебному году: задачи, ожидаемые результаты, особенности, содержание всей программы по годам обучения.
Вариативной частью, ежегодно утверждаемой директором ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», является структурный элемент Рабочей программы - Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа отражает собственный подход педагога дополнительного образования к отбору содержания, к структурированию учебного материала, к последовательности изучения разделов и тем программы, к путям формирования системы знаний, умений, системы контроля, к выбору форм деятельности учащихся, обеспечивающих личностное развитие, воспитание и социализацию учащихся.
Ответственность за разработку рабочих программ, организацию своей профессиональной деятельности и деятельности учащихся в соответствии с Календарным тематическими планированием, осуществление текущего, промежуточного и итогового контроля, в соответствии с планируемыми результатами, отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ, ведение документов строгой отчетности в соответствии с содержанием рабочих программ несет педагог дополнительного образования.

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в определенной образовательной области.
Задача рабочей программы – дать представление о практической реализации дополнительной общеразвивающей программы в инвариантной части (особенности, задачи и планируемые результаты, содержание)  и о работе педагога с группой учащихся в  учебном году в вариантивной части - Календарном тематическое планировании.

Технология разработки Рабочей программы

Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования при разработке им дополнительной общеразвивающей программы, как ее составной части.
Рабочая программа отдельно не утверждается директором образовательного учреждения.
Утверждается ежегодно только Календарно-тематическое планирование.
В случае необходимости в рабочую программу могут вноситься изменения, которые проходят процедуру согласования с заведующим отделом.

Структура Рабочей программы

Рабочая программа является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-воспитательного процесса, и включает в себя следующие элементы:
  • Задачи: развивающие, воспитательные, обучающие (по годам обучения)
  • Ожидаемые результаты: личностные, метапредметные, предметные (по годам обучения)
  • Особенности (по годам обучения)
  • Содержание (по годам обучения)
Календарно-тематическое планирование на текущий учебный год (копия Календарного тематического планирования вкладывается в Журнал учебной группы).

Календарно-тематическое планирование является структурным элементом программы, где отражаются:
  • Дата проведения занятия
  • Тема занятия
  •  Количество часов для ее изучения
Оформление Рабочей программы

Инвариантная часть: развивающие, воспитательные, обучающие задачи (по годам обучения), ожидаемые личностные, метапредметные, предметные результаты (по годам обучения), особенности (по годам обучения) оформляются в текстовом редакторе (возможно использование сравнительных таблиц); содержание (по годам обучения) оформляется в текстовом редакторе с подробным указанием теоретических и практических занятий.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Пример

УТВЕРЖДАЮ
Приказ №___ от _____________ 20__ г.
директор ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
_____________ И.А. Семина


Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе педагога _________________________
объединения________________________, группы_______
Таблица 1

Дата
Раздел, тема занятия
Кол-во часов



Раздел: Искусство макияжа
84

10.09
Правила личной гигиены. Пр/р.:Тест о соблюдении правил
2

10.09



17.09
Строение кожи. Задание 1.
2

24.09
Типы кожи. Самостоятельное творческое задание
2

….
….
….

30.12.
Макияж у разных народов. Пр./р.: Праздничный макияж
2





11.01.

2




Итого за уч. год

144





Утверждение Календарно-тематического планирования

Утверждение Календарно-тематического планирования предполагает следующие процедуры:
  • составленное педагогом Календарно-тематическое планирование подается на согласование заведующему отделом (до 15 мая),
  • заведующий отделом предоставляет пакет Календарно-тематических планирований заместителю директора по учебно-воспитательной работы (до 31 мая),
  • Календарно-тематическое планирование каждого отдельного педагога утверждаются приказом директором ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» и заверяется печатью.
При несоответствии Календарного-тематического планирования требованиям, установленным данным Положением, руководитель образовательной организации накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
В случае болезни педагога, командировки и пр. непредвиденных обстоятельств педагог вносит в Календарно-тематическое планирование коррективы, о чем информирует заведующего отделом. Заведующий отделом ставит свою резолюцию (скорректировано, дата, подпись) и  скрепляет скорректированный вариант с утвержденным Календарно-тематическим планированием. Оба документа вкладываются в Журнал учебной группы.

Приложение 2
Календарный учебный график
 педагога _________________________
объединения________________________, группы_______
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №___ от _____________ 20__ г.
директор ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
_____________ И.А. Семина

Год обучения
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения по программе
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятий
1-й
10.09
…..[1]
37
144
2 раза по 2 часа
2-й
01.09
…..
36
216
3 раза по 2 часа
 ...






Утверждение Календарного учебного графика

Утверждение Календарного учебного графика предполагает следующие процедуры:
  • составленный педагогом Календарный учебный график подается на согласование заведующему отделом (до 15 мая),
  • заведующий отделом предоставляет пакет Календарных учебных графиков заместителю директора по учебно-воспитательной работе (до 31 мая),
  • Календарный учебный график каждого отдельного педагога утверждаются директором ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» и заверяется печатью.
  • В учреждении издается приказ о дате начала и дате завершения учебных занятий в текущем учебном году.
Приложение 3
Оценочные и методические материалы

 Оценочные и методические материалы содержат:

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
  • описание педагогических принципов, технологий, методов, приемов, используемых педагогом при реализации дополнительной общеразвивающей программы;
  • перечень дидактических средств: традиционных (плакаты, набор карточек, муляжи, репродукции и пр.) и современных (электронные образовательные ресурсы - лицензионные или выполненные самостоятельно);
  • описание форм занятий;
  • списки информационных источников (печатных и электронных), необходимых для реализации программы.
Система контроля

Описание системы контроля включает:
  • описание форм выявления результатов и их периодичность;
  • описание форм фиксации результатов и их периодичность;
  • описание форм предъявления результатов и их периодичность;
  • пакет диагностических материалов (карты, матрицы и пр.)
При описании системы контроля педагог опирается на общие подходы, принятые и закрепленные в Положении о внутреннем мониторинге качества образования в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» (далее Мониторинг).

При описании системы контроля педагог использует следующую терминологию:
  • текущий контроль (постоянное наблюдение за освоением учащимися содержания дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на каждом занятии);
  • промежуточный контроль (проводится по полугодиям: в декабре и в мае текущего учебного года);
  • итоговый контроль (проводится по завершению обучения по дополнительной общеразвивающей программе).
Педагог самостоятельно разрабатывает диагностические карты, дневники наблюдений или использует др. формы фиксации результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы с учетом Положения о Мониторинге результативности ГБУ ДО ДДЮТ "На Ленской", где основными показателями являются:
  • базовый (прохождение дополнительной общеразвивающей программы);
  • субъективный показатель освоения дополнительной общеразвивающей программы;
  • творческий (учет результата участия учащихся в конкурсах);
  • самооценка учащихся и оценка педагогом компетентности учащегося
Педагог имеет право использовать разные подходы к оцениванию результативности и разные оценочные шкалы, знаки (+,-), символы (звездочки, флажки, смайлики и пр.), однако для предъявления итогов по полугодиям, согласно Положению о Мониторинге необходимо переводить некоторые показатели (субъективный) в пятибалльную шкалу.












[1] В этом столбце вставляется дата последнего занятия в конкретном учебном году, с учетом занятий, выпадающих на праздничные дни.

19 комментариев:

  1. Вакуленко Л.М.: необходимо внести примеры в таблицу 2 Календарно-тематического планирования, когда указываются разные разделы на одном занятии.

    ОтветитьУдалить
  2. Трефилова О.А.
    1. На мой взгляд, нужно ввести пояснения в п.1.5. и расписать требования к уровням, чтобы педагогам было понятно.
    2. Даты в календарном учебном графике вызывают вопросы. Получится, что во всех группах 1 года обучения учебный год будет заканчиваться на неделю (2 занятия) позже, чем в группах 2 и др. годов обучения.Не думаю, что социальные заказчики - родители отнесутся к этому положительно.

    ОтветитьУдалить
  3. Шарапова Л.Л.
    П.2:"определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися"-по существу все понятно. Дополнение:"(требования к минимуму содержания), а также степень их трудности" кажутся мне лишними.
    "37 уч. недель" во 2 приложении тоже указывать не стоит. Думаю, должна быть единая цифра для всех.

    ОтветитьУдалить
  4. Гайдабура Е.П.
    В программе "Подготовка к школе" каждое занятие имеет свою тему (как в школе). Как же вписывать в планирование и журнал:раздел, тему, теорию и практику?

    ОтветитьУдалить
  5. Вакуленко: Как показать чей учебный план?

    ОтветитьУдалить
  6. Вакуленко Л.М.: внесла голубым цветом правки, предложенные Ольгой Адольфовной и Лариса Львовной. Поправила заголовок к Календарному учебному графику.
    Ваше мнение?
    Елена Павловна, там, где это удобно пишем темы. Вариантов множество, главное, чтобы было понятно, чем занимаются учащиеся на занятии, и чтобы совпадало с программой.
    Что касается Календарного учебного графика.
    Перед началом учебного года, каждый педагог по календарю смотрит, когда закончится его учебный год. Число ставится в график. Родителям на собрании об этом рассказывается.
    Конфликтов не должно быть, так как все предупреждены.
    У педагогов разное расписание, праздники иногда выпадают на они и те же дни недели. Это приводит к тому, что у педагога выпадает много занятий, а программа должна быть выполнена за отведенное количество часов. Если темы можно пропускать, сокращать материал, логично предположить, что программа не оправданно рассчитана по часам.

    ОтветитьУдалить
  7. Стеклянникова :просьба пояснить заполнение КТП таблица 2, запись разделов, тем.Нужен пример для образца.
    В учебном графике, если группа например, 1 года обучения в текущем году, расписывается на все?

    ОтветитьУдалить
  8. Пример к таблице 2 для образца ждем, прежде всего, от художественного, хорового и хореографического отделов, т.к.именно в них каждое занятие содержит повторяющиеся элементы, например: распевка (Раздел1 в программе), изучение нового материала (раздел 2), изучение репертуара (раздел 3) и т.д.
    Не очень поняла вопрос по поводу таблицы 2 - Календарного учебного графика. Он составляется каждый год на каждую группу свой. И все эти графики должны утверждаться.

    Коллеги, возникает вопрос по поводу дат утверждения. Разве в мае мы уже знаем расписание занятий? Может быть, даты утверждения Календарного учебного графика перенести на конец августа?
    В Положении, которое мы сейчас разбираем, предлагаю процедуру утверждения документа прописать так:
    • Педагог - составляет Календарный учебный график и предоставляет его заведующему учебным отделом
    • Заведующий учебным отделом делает общий на отдел Календарный учебный график и предоставляет заместителю директора по УВР
    • Заместитель директора по УВР составляет общий по учреждению Календарный учебный график занятий в текущем учебном году и предоставляет руководителю образовательной организации
    • Руководитель образовательной организации утверждает Календарный учебный график учреждения и Календарные учебные графики педагогов. Все Календарные учебные графики заверяются печатью.
    • В учреждении издается приказ о дате начала и дате завершения учебных занятий в текущем учебном году.
    Информация вывешивается на сайте и доводится до всех родителей.

    ОтветитьУдалить
  9. Стеклянникова: по поводу Календарного уч.графика, понятно, что он составляется на каждую группу свой. Имеется ввиду следующее: например программа 2г/обучения. У педагога - группа первого года обучения, календарный график указываем все года обучения?

    По поводу календарного уч.графика
    Так как педагоги в разное время выходят из отпуска, предоставление к.у.графика заведующему оставить на конец уч.года.

    ОтветитьУдалить
  10. что делать со смешанными группами???????

    ОтветитьУдалить
  11. Мне кажется, что календарный учебный график составляется на группу, с которой он будет работать, т.е. для группы 1-го года обучения

    ОтветитьУдалить
  12. Ларионова И.С. Ввести корректировку к календарно-тематическому планиованию

    ОтветитьУдалить
  13. Коллеги, синим цветом внесены правки: добавлен. в частности, раздел Оценочные и методические материалы.
    Я не выделяла, но по всему тексту исправленны ошибки и вставлены слова: дополнительная общеразвивающая программа, согласно правке, сделанной Ириной Александровной

    ОтветитьУдалить
  14. Коллеги, для проектирования программ, основу которых составляет работа со смешанными группами, будет на следующей неделе написано и опубликовано дополнительное положение.

    ОтветитьУдалить
  15. Трефилова О.А. Кажется в Положении теперь всё понятно, спасибо. Вопрос со смешанными группами волнует и педагогов декоративно-прикладного отдела.

    ОтветитьУдалить
  16. Почему? Ваши группы, насколько я знаю, разновозрастные группы. Это другой вариант. Я ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
  17. Трефилова О.А. Имела ввиду, что в наших группах могут находиться дети разных годов обучения и идут они по своему маршруту. Хотелось бы это как-то "узаконить"

    ОтветитьУдалить
  18. Давайте подумаем. Возможно,в Пояснительной записке там,где будут описываться особенности программы имеет смысл прописать возможность для учащихся заниматься по индивидуальным маршрутам, написать для таких детей вариант программы.Но возникает вопрос количество детей в группе, мне кажется, не должно от этого зависеть. Одно другому не должно мешать. 12 учащихся на 2-м году обучения + несколько человек, занимающихся по своим маршрутам. Нет?

    ОтветитьУдалить